Клуб альпинистов и скалолазов

Итак, после краткого знакомства со Столбами наша команда в урезанном на треть составе отправилась в Ергаки. С самого начала у нас был план и... наше планирование не продержалось и дня.

Первым пунктом этого самого плана было приехать на автобусе в Ергаки за пару дней до начала чемпионата и освоиться в районе. Разумеется, билеты мы собирались купить в день отъезда и, разумеется, они кончились, как и места в судейском автобусе, который, правда, отправлялся чуть позже, чем нам хотелось бы. В итоге мы решили ехать до Абакана (примерно полпути до нашего места высадки), а дальше придумать что-то на месте. Учитывая, что в Абакан мы прибывали в 5 утра, очень кстати оказалось, что благодаря Люде мы нашли трансфер оттуда до Ергаков и, пусть с небольшими приключениями, но добрались до начала тропы на озеро Светлое раньше большинства участников. Поскольку основная часть нашего планирования сводилась к облегчению груза, то все снаряжение мы собирались занести в базовый лагерь за одну ходку. Неладное мы заподозрили сразу после высадки из автобуса, когда наш скарб не поместился в два рюкзака, и нам пришлось поверх экспедиционных навьючить на себя еще и штурмовые. Обгоняемые толпами туристов, мы, обливаясь потом, делали переходы по пол часа и падали на привал, проклиная наш план. В итоге, путь, занимающий в среднем 2-2,5 часа, занял у нас 4...

На следующий день мы собирались сходить какой-нибудь классический маршрут недалеко от лагеря, а лучше - два. Встали в 5... и почувствовали ломоту во всем теле (вернее обоих телах)) от вчерашних рюкзаков. Ну ничего: у нас ведь есть план, надо его придерживаться! Тем более погода отличная, что для Ергаков редкость. Отправились под южную стену пика Звездный. Очевидность подхода под маршрут снижалась с каждым пройденным метром... Мы съезжали со склонов, переходили болота вброд и карабкались по курумнику... Добравшись до первого (в нашем случае правого) из маршрутов Лебедева подумали: сейчас побежим!.. и на первой же веревке не побежали. Солнце на южный склон утром еще не светит, пальцы и скалы холодные, руки-ноги после подхода не гнутся, а в конце первой веревки какой-то совсем неочевидный слэб. Еще и попытались улезть наверху не туда. В общем, пролезли за 5 часов и начали хмуро дюльферять по второму Лебедевскому маршруту на этой стене - Канту. Съехав вниз, решили все-таки лезть и его: если скинуть все лишнее - можно ускориться. Выложили половину камов и крючьев, поразмыслив, оставили внизу рюкзак с ботинками и водой. Съели по сникерсу и вперед, в смысле вверх. 2,5 часа - уже лучше. Спустившись, мгновенно выпили оставшуюся воду - хорошо хоть можно набрать еще по пути вниз - и медленно поползли в сторону лагеря. На следующее утро нас разбудил вялый, обещавший стать затяжным дождь. Даня, поставивший свою палатку рядом с нашей и уже бывавший в Ергаках, бодро заявил, что мы в принципе можем уезжать - хорошая погода закончилась. Но к удивлению всех вокруг, дождь внезапно кончился к обеду, и открытие чемпионата проходило под лучами солнца.

Следующей частью нашего плана было занять маршрут Хвостенко - он логичный, с высоким рейтингом, его часто ходят, а значит его можно пролезть быстро и... скорее всего его займет кто-то до нас)) На жеребьевке мы получили выбор примерно в середине. Хвостенко нас не дождался. Могли бы встать на него в очередь, но неожиданно для самих себя заявились на один из десятка маршрутов Балезина, в которых сам черт ногу сломит. Сложили рюкзаки с едой на несколько дней и утром собрались выходить на ночевки под Зубом Дракона и Северной стеной Звездного. Но тут наш план дал очередной сбой, когда с первыми соловьями на пороге нашего лагеря появился Колян - третья треть нашей команды... Сказать, что мы были удивлены - не сказать вообще ничего. В голове за минуту прокрутилась тысяча вопросов, с общим посылом: что делать?! Основная проблема заключалась в том, что Колян был в Ергаках в прошлом году, а значит по регламенту не мог лезть маршруты, которые сходил в предыдущий выезд. А сходил он сразу несколько линий, которые мы планировали лезть. Каким-то чудом в течение 10 минут мы нашли устраивающий всех выход - определили Коляна в дружественную команду Ростовской области. Им как раз нужен был еще один участник, чтобы получить запас прочности на восхождениях, а на маршруты Коляном схоженные ребята не собирались. Помимо прочего в эти 10 минут совершилось историческое событие - мы научились различать Колянов, ибо теперь на уточняющий вопрос: "какой Колян?" можно было ответить Колян Ростовский или Колян Московский.

Первый день чемпионата неожиданно для всех, а особенно для Вани Темерева, отменили по любимой причине Адама Ондры - bad climbing conditions. Но от Ергаков никто другого и не ожидал. В общем, причина не показалась убедительной, а команда Вани еще и полезла на один из маршрутов, хоть его и не приняли бы в зачет. Мы же пересидели день непогоды и отправились на свой маршрут на Звездный. Подойдя, обнаружили, что забыли положить в рюкзак якоря, впопыхах спрятанные от дождя предыдущим вечером. +1,5 часа к запланированному времени старта... Лезли мы как-то не очень быстро, да и сам маршрут оказался "несоревновательным" - длинным, с обилием полок и простых участков, перемежающихся со сложными. Ну и вдобавок ко всему почти под вершиной наш навигатор заявил невозмутим голосом: "Вы ушли с маршрута". Пришлось дюльферять и "держаться левее". Как вы уже догадались, планирование не оказалось нашей сильной стороной. На вершине (!) мы поняли, что возвращаться на Светлое нам, вообще-то, до конца чемпионата не надо, а большая часть нашей провизии все еще там... Так что чем раньше мы туда сходим и принесем ее, тем лучше. Как результат: вместо того, чтобы спускаться к покинутому утром лагерю, мы отправились на Светлое, переночевали без спальников, забрали еду и снова с полными рюкзаками (ведь в них еще и полный комплект железа со вчерашнего маршрута) пошли под Зуб Дракона. Суммарно + пол дня ходьбы вместо отдыха)

Вскоре нами единогласно было утверждено, что Звездный вообще "несоревновательная" гора за исключением маршрута Хвостенко и надо лезть на Зуб Дракона, куда мы и сходили в оставшиеся дни 4 маршрута. Продолжили мы свое участие, под впечатлением от рассказа Жени Яблокова, маршрутом Федорова. Сложный и разнообразный, он принес нам много удовольствия, но не очень много баллов. Шутка ли - столько точек как на ключе Федорова Колян еще не ставил, а я давненько не улетал маятником прямо со станции)) В вечер после восхождения нас ожидало очередное открытие: стремительно уменьшавшиеся запасы круп заставили нас провести ревизию. В результате проверки было обнаружено, что вес уплетаемых нами пакетиков с крупами составлял 80 г, в то время как расход их рассчитывался исходя из потребления 60 г на человека... На помощь нам пришел Колян Ростовский, закупавшийся в рекордные сроки вообще без раскладки на одному богу известное количество людей и дней) Выяснилось, что у него есть достаточный для удовлетворения наших потребностей запас круп, который, однако. компенсировался значительным дефицитом сладкого, который мы в свою очередь обещали худо-бедно устранить.

После дня отдыха мы отправились на первопроход, впрочем уже первопройденный до нас, по линии, намеченной, конечно же кем? Валерием Викторовичем Балезиным! Этот маршрут принес нам большего всего баллов
на чемпионате и вселил в нас уверенность, что можно будет побороться за высокие месте. Неприлично затянувшееся погодное окно заставило нас отменить день отдыха и срочно лезть снова на Зуб Дракона. Четвертым мы выбрали очередной (на этот раз классический) маршрут Балезина, на котором снова умудрились слегка заблудиться. К счастью на этот раз без дюльферов. Проблема заключалась в следующем: в Ергаках по сути 3 типа рельефа - щели от пальцевых до оффвидсов и каминов, слэбы и... травяные кочки! Вот эти самые кочки нас постоянно и подводили - в сырую погоду вы с них съезжаете, а в сухую... все равно съезжаете, так как они скапливают в себе влагу. В попытках их обходить или искать оптимальный путь по ним мы и теряли зачастую время. Хорошая новость в том, что чем выше, тем их меньше. Как итог, к верху маршрута мы смогли разогнаться и прошли его за вполне хорошее время.

А тем времени, чем больше проходило этого самого времени, тем меньше мы верили в миф о дождливых Ергаках и к концу соревнований всерьез обсуждали: не выложить ли нам из штурмового рюкзака дождевики... Но подробнее об этом в следующей части))